Неделя 6-я по Пятидесятнице

Воскресенье, 31 июля 216 г.

(Мф. 9, 1-8)

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

 

 Толкование

И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

«Причиною расслабления членов телесных и самой души,— говорит святой Иоанн Кронштадтский,— были грехи, ибо Врач душ и телес говорит больному: Чадо! прощаются тебе грехи твои. Все Евангелие, возлюбленные братия и сестры, наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Господа Иисуса Христа к бедствующим и заблуждающимся человекам; и там же повсюду возвещается, что главною причиною почти всех болезней, бед и несчастий с людьми бывают грехи — это величайшее зло, несчастие рода человеческого, этот ужасный корень всех зол и самого великого зла — смерти временной и вечной. Потому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже тело. А это значит то… что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них и просить у Господа прощения их, с намерением впредь не согрешать. Ибо главная часть существа нашего есть душа, существо по образу Божию, разумное, с свободным произволением, бессмертное, но существо падшее, болящее грехом и тлением и искупленное от греха и смерти смертью Сына Божия; о ней-то, о спасении ее надобно всеми силами заботиться,— о благоугождении Богу, о исполнении святых и блаженных Его заповедей, о ее правоте и святости».

За что же исцелил Господь расслабленного? За веру носильщиков и его самого. «Видите, как сильна вера! — восклицает отец Иоанн Кронштадтский. — За одну веру избавление от стольких зол. Имейте же веру Божию; если кто не имеет, то проси ее у Бога, дающего всем просто и без упреков,— и дастся ему (Иак. 1, 5). С верою – – блаженна жизнь, без веры — тяжела и безотрадна. Имея веру, можно всякий день семьдесят крат седмерицею избавляться от грехов и удостаиваться столько же раз мира Божия и правды Божией, а без веры легко погибнуть совсем во грехах, как и погибают многие. …Вера есть… нетленное сокровище небесное; позаботимся лее все стяжать это сокровище. Кто верует, тот живет во свете, тот старается жить свято,— всячески бережется от греха, если же согрешает по немощи человеческой, то немедленно приносит Богу покаяние сердечное и удостаивается помилования».

Вера без дел мертва. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только’? (Иак. 2, 20, 24). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не станем считать одну веру достаточной для спасения. Будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы то и другое способствовало достижению совершенства… Одна вера не может ввести нас в Царство Небесное. Напротив, из-за нее-то особенно и будут осуждены те, которые ведут порочную жизнь». Каковы же дела веры? Это исполнение заповедей Божиих, главная из которых — любовь к Богу и ближним. Если имею дар пророчества… и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,—- то я ничто (1 Кор. 13, 2).

Протестанты говорят: «Уверуй во Христа, и в ту самую минуту, как ты уверуешь, получишь спасение». Но так ли это?

«Не думай,— говорит преподобный Исидор Пелусиот,— что вера, если только можно назвать верой твою веру, обличаемую делами, сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно… Веру… должны проповедовать более дела, чем слова… Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное».

Если бы, далее, христианин имел всю веру, но не имел бы любви, то он был бы — ничто (1 Кор. 13, 1— 3). С верою должна соединиться любовь (Гал. 5, 6), которая способна возрастать (2 Фес. 1, 3; Флп. 1, 9), достигать совершенства (1 Ин. 4, 17). Отсюда — личное спасение каждого из нас есть постоянная борьба, усилие, труд, подвиг.

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Например, филиппинцы уверовали во Христа, однако апостол Павел призывает их самих со страхом и трепетом совершать свое спасение (Флп. 2, 12). К чему этот призыв, если филиппийцы уже получили спасение? Значит, кроме веры во Христа для получения личного спасения каждому из нас нужно самому трудиться и прилежать к добрым делам (Тит. 3, 8).

Итак, на вопрос: спасен ли теперь каждый из нас? — мы отвечаем: Мы спасены в надежде (Рим. 8, 24), А сектантам, говорящим, что они теперь уже спасены,— мы скажем словами апостола Павла: Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее, и простираясь Вперед, отреплюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 13— 14).

просмотр (26)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *