Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших

Воскресенье, 3 июля 2016 г.

(Мф. 4, 18-23)

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

 

20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Толкование

При начале Своей проповеди Иисус Христос выбирает Себе людей, достойных сделаться друзьями Его (Ин. 15, 14), которые, находясь постоянно около Него и поучаясь в спасительном учении, могли бы проповедовать это учение всему миру. И вот, проходя однажды в Галилее, близ Галилейского озера (иначе называемого Тивериадским), Христос увидел двух рыбаков — Симона, названного Петром, и брата его Андрея. Это были люди простые, никогда не думавшие, что будут учителями вселенной. Подойдя к ним, Спаситель говорит им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков, то есть проповедниками учения, которое будет уловлятъ — приводить ко Христу. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним, то есть сделались Христовыми учениками. То же сделали другие два брата, Иаков и Иоанн, соседние рыбаки, которые, по зову Христа, оставили лодку и отца своего.

Удивительна эта решимость призванных оставить все и идти за безвестным Учителем! «Посмотри,— говорит святитель Иоанн Златоуст,— каковы их вера и послушание! Они были заняты своим делом, но, как скоро услышали призвание Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: вот, мы сходим домой и посоветуемся с родственниками; но, оставив все, последовали за Ним в ту же минуту. И, что особенно удивляет меня, они, не видев еще ни одного знамения, предпочли всему последование за Христом».

Сколько впоследствии было святых, которые, оставив все — родителей, семейства, богатства, даже царства свои,— последовали за Христом и даже восприняли ради Него мученическую смерть! Все мы тоне г желаем жить по-Божьи. Но исполнить на деле свое желание медлим под разными предлогами: то не окончили своих дел и разных предприятий, то не устроили детей; а другие говорят: «Пока молод, поживу и свое удовольствие, а постарше буду, стану жить для Бога, для спасения души». Это неразумно. «Егда кою обидети, неправедно осудити, грех сотворити, ю ныне творят,— говорит святитель Иннокентий Ирку и кий,— а егда что доброе учинити, то до утра отлают». Для Спасителя надо оставить все, иначе мг можем быть последователями Христа — христианами (Лк. 14, 26, 33).

«Мы люди слабые,— говорят многие,— можем ли мы сделать то, что сделали апостолы и святые люди?» От пас не требуется того, что выше наших сил, от нас мг требуется бросить на произвол судьбы родителей, и детей, и семейства. Оставить все и следовать за Христом — значит принимать всем сердцем Христово учение и жить по этому учению.

Следовать за Христом — это значит, во-первых, иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), возрастать в познании Иисуса Христа (, 11ет. 3, 18), а во-вторых, иметь добрую совесть, доброе житие во Христе (1 Пет. 3, 16). Или кратко: кто христианин, тот должен быть новой тварью (2 Кор.17), отложившей ветхого человека — язычника (до крещения) и облекшейся после крещения во Христа.

Первые христиане, во всем подобные нам люди, облекшись во Христа (Гал. 3, 27), пребывали в таком мире и единодушии, что у них была как бы одна душа (Деян. 4, 32). Имей мир со всеми, стараясь быть святым, без чего нельзя увидеть Господа (Евр. 12, 14), и ты будешь друг Христов (Ин. 15, 14), последователь Христов.

Следует за Христом тот, кто старается поучаться в учении Христовом, ежедневно читая Книгу книг — Святое Евангелие. Чем чаще кто читает эту вечную Книгу, тот глубже понимает ее и всегда находит нечто новое. Это и понятно. Во всей полноте нельзя понять учения Христова нашим слабым умом: его сравнивают с прекрасным небом, усеянным множеством звезд. Чем чаще смотрите на это множество ярко сияющих звезд, тем более вы замечаете среди них еще новые, до того невиданные звезды; чем больше всматриваетесь в небо, тем больше увидите в нем света. Точно так же и в отношении евангельского учения: чем более будете изучать его, тем более будете проникаться светом сего учения. И это тоже понятно: чем больше кто вращается среди людей, проникнутых себялюбивыми, мелочными расчетами и рассуждениями, тем менее он делается доступным возвышенным и святым переживаниям сердца. Пусть никто не говорит, что он многого не понимает из Евангелия: чего не понимаешь — за разъяснением обращайся к святым отцам и учителям Церкви, от которых в течение 19 веков христианства осталось множество боговдохновенных толкований Евангелия. Да и само слово Божие просвещает всякого: и мудрого, и самого простого, если только кто-либо из них не отвращает от истины слуха своего (2 Тим. 4, 4), ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (! пр. 4, 12).

Спасительный призыв: Идите за Мною,— трудно услышать богачам и вообще людям, имеющим материальный достаток. Будучи сытыми и довольными, они не думают помогать нуждающимся и обремененным житейскою нуждою. Подобно евангельскому богачу (Лк. 12, 16—21) они готовы сказать себе и говорит: «Душа, у тебя много благ: ешь, пей и веселись»,— не желая подумать, что рано ли, поздно ли придется умирать, и на тот свет пойдет с ними не золото, а их дела. Не слушает призыва идти и Христом и бедняк, если злобствует и завидует людям, которые богаче его. Это душевное состояние приводит многих бедняков к преступлению: воровству, поджогам, убийству… Вообще, не слушает призывали идти за Христом тот, кто вместо узкого пути, ведущего в Царство Небесное, избирает широкий и легкий путь удовольствий и наслаждений мира сего, доводящий до погибели (Мф. 7, 13—14).

просмотр (15)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *