Неделя 19-я по Пятидесятнице

Воскресенье, 30 октября 2016 г.

(Лк. 8,5-15)

4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 Толкование

Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод сторичный.

Семя — слово Божие. Как семя приносит не одинаковый плод, а иногда и совсем глохнет или погибает, так и слово Божие не всегда одинаково воспринимается душами человеческими.

Первым препятствием плодотворности слова Божия является невнимательность, легкомыслие и беспечность. Есть люди, у которых душа и сердце, как большая дорога, открыты для всех мимоходящих помыслов и впечатлений, для всякого пустословия и всех соблазнов. Удивительно ли, что всякая добрая мысль, всякое благое чувство попирается и уносится непрестанным приливом новых впечатлений и ощущений? Приходят такие люди и в храм Божий, но они приходят только по обычаю, как бы для развлечения, а не по живому влечению сердца. Они слушают или читают слово Божие, а потом после этого и читают часто пустые, растлевающие воображение книги. Неудивительно поэтому, что в сердце такого человека не может укорениться семя слова Божия: оно попирается мелкими, иногда низменными мимоходящими впечатлениями и мечтами, как семя, упавшее на дороге. А иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги… Это те люди, у которых сердце не согрето и не смягчено истинной любовью к Богу и самоотвержением. Оттого слово Божие не может углубиться и укорениться в их сердце, возрасти и принести плод. Так, например, Ирод почитал Иоанна Крестителя, зная, что он муж праведный и святой, любил слушать его слово, во многом даже повиновался ему, но когда Иоанн коснулся обладающей сердцем его страсти и потребовал отречения от нее, когда сказал ему: Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего,— то Ирод заключил Иоанна в темницу, а потом дал повеление отсечь ему голову.

А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. Это те люди, у которых заботы о материальном довольстве заглушают слово Божие. Суетная привязанность к земному и временному наполняет и объемлет собою сердце человека и подавляет в нем действие слова Божия. Эта привязанность может быть в равной степени свойственна не только богатым, но и бедным; богатство само по себе не препятствует спасению, и бедность, с другой стороны, не облегчает спасения. У бедного привязанность к земному может обнаруживаться в постоянных заботах о приобретении, в безотрадной скорби при неудачах, в зависти к богатым, в ропоте и даже хуле на Промысл Божий.

А иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод старинный. Это те души, которые искренним сердцем и с живым усердием желают и ищут своего спасения. Они, слушая или читая слово Божие, всем сердцем веруют, что через него беседует с ними Сам Бог. Выслушав слово Божие, такие люди всем сердцем хранят его и во всем поступают по заповедям Божиим. В таких сердцах слово Божие живо и действенно (Евр. 4, 12), оно проникает всего человека: просвещает его ум, услаждает его сердце и является самым надежным руководителем для воли; потому-то и приносят благочестивые люди добрые плоды сторицею. Проси и горячо молись, христианин, чтобы для слушания слова Божия Господь наделил твою душу почвой доброй, способной принять в себя семена Божественных словес и принести сторицею от них плоды добрых дел!

просмотр (14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *