Неделя 3-я по Пятидесятнице

Воскресенье, 10 июля 2016 г.

(Мф. 6, 22-33)

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

 

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них;

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Толкование

Господь в Нагорной проповеди коснулся вопроса, который волновал тогдашнее общество, волнует и теперь: нельзя ли спасти свою душу, достигнуть вечной ионии, не покидая привязанности к благам земли? Нельзя ли жить так, чтобы и добрые дела делать, и сокровища свои сохранить при себе? Нет! — отвечает Христос. Никто не может служить двум господам… Нельзя одинаково ревностно служить Богу и маммоне. Если отдадите все свои силы накоплению богатств, то будете нерадеть о Боге и Царстве Небесном. А если нажива обратится в страсть, то вы возненавидите все, что препятствует вашему любостяжанию.

Пристрастившийся к наживе подобен потерявшему зрение. Представление о свете (вещественном) приобретается восприятием лучей света сетчатой оболочкой глаза; так и понятие (познание) Бога и назначения в этом мире человека воспринимается умом. Здоровый человек с неповрежденным зрением видит все окружающее и, в том числе, себя и свое тело освещенным; точно так же и ум, не омраченный ничем, доступен для света евангельской истины. Но как лишенный зрения перестает видеть окружающее и себя самого, тик и человек с умом, омраченным земными страстями и кумирами, теряет способность сознавать волю Божию. Если ужасна тьма в человеке, лишенном зрения, то какова же тьма нравственная духовная? «Кто помрачает ум,— говорит святитель Иоанн Златоуст,— тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни… Когда кормчий сделается добычею волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен,— тогда какая уже надежда для подчиненных?..»

Впрочем, Господь осуждает не богатство само по себе, замечает святой Златоуст, но тех, «кои раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил маммоне, имел богатство и обладал им, но был господином его, а не рабом. Он пользовался им, как раздаятель чужого имения, и не услаждался тем, что имел у себя».

Но человек с одним умом — то же, что одноглазый: он хоть и видит, но только наполовину. Человек, полагающийся на один ум свой, часто думает лживо, а ему кажется, что он благоразумнее всех, рассудительнее всех. Он везде и всюду повторяет слово «наука»: «Наукою дознано, наукою решено». А между тем и личная, и общественная наша жизнь пришли в окончательное расстройство: высокое христианское учение о свободе обратилось в повод к угождению плоти (Гал. 5,13). О такой «учености» апостол Павел сказал: Мудрость мира сего есть безумие (1 Кор. 3,19).

Чтобы разум действовал правильно, Бог дал человеку другое духовное око — совесть. Если око ума и око совести не помрачены, не обложены тучами греха, то ты будешь видеть в душе своей все ошибки, все заблуждения, все недостатки. Совесть — то же, что солнце на небе: солнце заволакивается тучами — на землю темно. И совесть — чем более помрачается грехами, тем более все силы души помрачаются и действуют неправильно. Посему нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев (Притч. 28, 1).

Блажен человек, который от юности соблюдал и соблюдает око своей души чистым!.. Братие, храните совесть свою от грехов, как бережете глаза от пыли: не пишите на ней беззакония; если око совести вашей будет чисто, то и вся душа каждого из вас будет чисти, будет и разум светлый, и память ясная, и воля твердая, и все силы души правильны.

Совесть наша омрачается вследствие пристрастия к платам мира сего. Чтобы отвратить от сего, Иисус Христос поучает нас примерами из природы. Взгляните на птиц небесных… Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. Посмотрите на полевые лилии, как они растут… если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, колъми паче вас, маловеры!

В известных пределах забота о нуждах житейских необходима; труд в этом отношении заповедуется и Спасителем и апостолами, но порицается излишняя малодушная и томительная заботливость об этом. Природа поучительна: она — второе, после Библии, откровение Божие. И вот в ныне читанном Евангелии она не только поучает, но и постыжает нас, маловерных: если Бог заботится о птицах и растениях, то жизнь людей гораздо драгоценнее пред Богом, ибо душа их назначена для бессмертия, тогда как жизнь птиц и растений ограничивается временной жизнью. Да и бесполезно утомлять себя излишней заботливостью о житейских нуждах: Бог положил человеку известный предел жизни, и никакая заботливость не может продлить свою жизнь. «Если Бог оставит нас,— рассуждает святитель Иоанн Златоуст,— то ни попечение, ни заботливость, ни труд, словом, ничто не поможет нам, но все будет тщетно».

Излишняя заботливость свойственна язычникам, которые, по словам святого Златоуста, «весь свой труд ограничивают настоящей жизнью, которые нимало… не мыслят о небесах». Но вы, христиане, нужды которых Отец Небесный знает прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 8), ищите прежде Царства Божия, то есть Царства Христова на земле — Царства благодати (которое есть Церковь Христова), и Царства Божия на небе — Царства славы святых. К этому-то Царству и обращает Иисус Христос помыслы и силы своих слушателей, а блага мира приложатся, то есть присоединятся как бы в придачу и в награду за искание Царства Божия и правды (оправдания) пред Богом по заслугам нашим.

просмотр (8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *